Как «расшифровать» детский рисунок

Как «расшифровать» детский рисунок

 

Детские психологи утверждают: детские рисунки – это не просто способ выразить свои творческие наклонности, но и довольно достоверный инструмент для анализа душевного состояния ребенка.

Наиболее ярко внутреннее состояние ребенка передается рисунком в возрасте 4-5 лет. Это тот период, когда малыш приступает к рисунку с «замыслом».

Использовать риснуки детей младшего возраста не столь эффективно, потому что они сначала рисуют, а позже придумывают, что именно нарисовали. Дети же старшего возраста начинают рисовать на отвлеченные темы – пейзажи, животных, разные предметы. Безусловно, определенная связь между способом подачи изображения и состоянием «художника» будет прослеживаться, но все же наиболее ярко рисунок служит психодиагностике у детей 3,5-5 лет.

Как использовать такую возможность диагностики? Просто предложите своему ребенку нарисовать вашу семью, не давая четких указаний – кого, как и в какой последовательности рисовать. Не вмешивайтесь в процесс, и просто наблюдайте.

Последовательность рисования

Если ваш ребенок первым нарисовал самого себя, это очень хороший знак, уверены психологи. В его мире он сам является центральной фигурой. Плохо, если он больше никого не нарисовал рядом с собой. Если у детей старшего (8-10) это может говорить о некой эгоцентричности, у малышей 4-5 лет это, скорее, признак одиночества. Ваш ребенок не чувствует себя частью целого – вашей семьи.

После себя дети обычно рисуют того, кого считают самым главным в семье, обычно это отец или мать, далее могут идти братья, сестры, бабушки, дедушки, другие члены семьи. Завершают такой групповой портрет обычно домашние животные. Перестановка «действующих лиц» может говорить об оценке ролей, которые играют члены семьи. Если первой появится бабушка, возможно, она для ребенка – наибольший авторитет, либо же он проводит с ней времени больше, чем с другими домочадцами. Дети, на которых старшие обращают мало внимания, часто рисуют первым своего четвероного друга. Присмотритесь к своему малышу, если это так. Скорее всего, ему очень одиноко.
«Звоночком» может стать и отсутствие кого-либо из членов семьи. «Забывая» нарисовать кого-то на рисунке, ребенок таким образом вытесняет из своей жизни человека, который ему неприятен, непонятен или вызывает страх.

Размер

Стремление поскорее вырасти и стать «как взрослый» побуждает детей рисовать себя такого же размера, как старших членов семьи или немного ниже. Если в сравнении с остальными он рисует себя очень маленьким, значит, что ему недостает самостоятельности, взрослые подавляют его индивидуальность.

Целостность

Еще одна говорящая деталь – руки. Если на рисунке вашего малыша все члены семьи, включая него самого, держатся за руки, это отлично. Ребенок чувствует поддержку от каждого и воспринимает семью как единый организм. Хуже, если все стоят в сторонке друг от друга. Проанализируйте свое поведение, возможно, у вас в семье происходят негативные изменения, отсутствует взаимопонимание и поддержка.

Близость

Ребенок, который доверяет родителям, обычно рисует себя очень близко к ним. В противоположном случае рисунки родителей могут быть нарисованы далеко от него и даже разделены линиями, помещены в окошки т.п. То же самое относится к другим членам семьи. Если все стоят рядом, а старший брат, например, нарисован отдельно от всех, в углу, это может говорить о том, что ребенок чувствует или знает наверняка, что между ним и остальными членами семьи есть конфликт.

Акцент на части тела

Размер головы и рук на детском рисунке свидетельствует о признании малышом в членах семьи ума и силы, причем, не обязательно физической. Иногда непропорционально большие руки могут говорить об агрессии, которую чувствует ребенок по отношению к себе. Будьте внимательны к этим деталям.

Штрихи, нажим, зачеркивания

Так дети обычно оформляют портреты людей, которые вызывают у них сильное беспокойство и даже тревогу. Часто встречаются, например, заштрихованные большие рты у тех членов семьи, которые позволяют себе брань или частые разговоры на повышенных тонах.

Дополнительные детали

Хорошими признаками психологического благополучия ребенка будут нарисованные в любом месте солнце, цветы, бабочки, воздушные шарики.

Выход за рамки

Прорисовав контур рисунка, дети часто берутся его раскрашивать. Обратите внимание, выскакивает ли карандаш за границы рисунка. Если это так, ваш ребенок склонен к независимости и свободолюбию, запреты вызывают в нем любопытство. Если же он рисует аккуратно, стараясь не выйти за рамки, он готов подчиняться правилам. Если между контуром и раскрашенным участком остается белая полоса (лучше недокрасить, чем случайно попасть за рамки), ваш ребенок не чувствует достаточной поддержки и уверенности в себе.

Цветовая гамма рисунка

Дети, находящиеся в комфортном состоянии, при рисовании используют обычно 5-6 цветов. Дети, склонные к мечтательности, тихие и спокойные, обычно выбирают холодные тона. Активные, непоседливые и веселые дети предпочитают рисовать теплыми оттенками.

Если в рисунке ребенка преобладает:

Красный цвет – ребенок энергичен и активен;
Зеленый, синий и желтый – уравновешен и спокоен;
Оранжевый говорит о гиперактивности и повышенной возбудимости нервной системы;
Пастельные, светло-розовые и сиреневые оттенки обычно выбирают стеснительные и робкие дети;
Если в рисунке вашего малыша преобладают серый или черный цвет, ни в коем случае не оставляйте это без внимания. Это тревожный признак – вашему ребенку одиноко, страшно и плохо. Поработайте над поиском и устранением причины. Если не удастся это сделать самостоятельно, обратитесь к профессиональному психологу.

Источник: женский онлайн-журнал WomanClub.in.ua

Comments are closed.