Что такое франшиза или особенности этого формата ведения бизнеса

Если рассматривать упрощенно, по франшизе это как – покупка права работать под определенным брендом или ТМ, пользуясь идеей, схемой ведения бизнеса и его моделью, реализовывать продукцию, относящуюся к ассортименту франчайзера или произведенную им, создавать и производить товары и услуги, разработанные головной компанией. В этом заключается основное преимущество для предпринимателя, он, приобретая франшизу, идет «по накатанному пути», апробированному и отлаженному.

Компании-франчайзеры действуют по-разному в плане вопроса предоставления франшизы – некоторые взимают паушальный или вступительный взнос. Но есть те, которые этого не делают. Такая же ситуация и с роялти (регулярными выплатами).

Традиционная классификация выделяет три типа франшиз:

• Производственная. В этой схеме представлен франчайзер, который предоставляет франчайзи технологии, комплектующие, материалы и подобное для того, чтобы последний на своих производственных площадях изготавливал продукцию под маркой первого.

• Торговая. Франчайзи приобретает право реализации товаров, произведенных франчайзером, на определенной территории, действуя при этом под его ТМ.

• Лицензионная. Франчайзер предоставляет франчайзи разработанную схему предприятия в какой-либо отрасли – от магазина до детского дошкольного учреждения. На основании существующей модели предприниматель-франчайзи создает свой проект.

Совет: рассматривая вопрос о приобретении франшизы, обратите внимание на то, что торговый тип наиболее уязвим. При вхождении на региональный рынок головной компании с товаром, который до этого реализовывал франчайзи, всем задействованным в сети мелким предприятиям придется сворачивать проекты. Конкурентоспособность их в этом случае будет нулевой. Такое случается нередко, франчайзеры зачастую пользуются наработками своих «сетевиков» по продвижению марки на местах.

Плюсы и минусы франшизы для создания собственного бизнеса

Особенности того, как работает этот формат, определяют его достоинства, а также отрицательные стороны. Получая в свои руки выверенную модель построения проекта, предприниматель приобретает своеобразную страховку от ошибок и просчетов, присущих для этапов старта и становления бизнеса. Такое положение вещей позволяет рассчитывать на успешное начало и стабильность развития.

Наибольшим минусом франшиз можно назвать жесткие рамки ведения бизнеса по указанной схеме, исключающей инициативу, отступления в ту или другую сторону. Здесь есть существенный негативный фактор – необходимость адаптировать модель к определенным местным условиям, влекущая за собой изменение схемы, может быть воспринята франчайзером как нарушение договоренностей.

Совет: уже на этапе выбора франшизы анализируйте ее «идеальность» для своего региона, места и т. п. Либо же при выявлении того, что модель придется видоизменять с учетом ваших особенностей, оговаривайте этот пункт соглашения с франчайзером заранее, и, заключая договор купли-продажи готового бизнеса, прописывайте дополнительно.

Алгоритм выбора франшизы

Предприниматель, находящийся в поисках интересного предложения такого формата, оценивает условия, затраты, инвестиции, срок окупаемости, свои возможности и подобное. Однако не стоит забывать о том, что, организовывая предприятие, создаваемое по франшизе, бизнесмен вправе рассчитывать на поддержку франчайзера. И вот в этом пункте находится основное различие в существующих предложениях по франшизам, даже если они аналогичны по всему остальному.

Зрелость франшизы и нацеленность франчайзера на взаимовыгодное длительное сотрудничество определяется:

• успешностью и репутацией бренда, предлагающего франшизу;

• условиями поддержки франчайзи;

• построением франчайзинговой модели и ее универсальностью;

• предоставляемым пакетом.

Малоизвестная компания, без «теплой» клиентской базы в определенном регионе, предлагающая свою товарную или лицензионную франшизу, может быть невыгодна как партнер. Предпринимателю, заключившему соглашение с таким предприятием, придется проводить множество мероприятий по продвижению бренда, рекламных и имиджевых кампаний. Без серьезной поддержки со стороны франчайзера, это проблематично и затратно.

Совет: планируя создание собственного проекта на базе какой-либо франшизы, обязательно ознакомьтесь с уже работающими в сети предприятиями. Не смотрите «по верхам», анализируйте показатели финансовой деятельности, прибыльность, цифры. Именно они могут подсказать, насколько успешна и комфортна для бизнесмена та или иная франшиза.

Неудача: кто виноват – франшиза или франчайзи?

В случае банкротства, финансовых потерь, вынужденного выхода из сети, предприниматель, работавший по франшизе, как правило, обвиняет франчайзера. И, наоборот, головная компания все ошибки списывает на просчеты франчайзи, его некомпетентность или то, что он не придерживался правил и стандартов системы. Объективно же здесь – рассмотрение ситуации в целом.

Если модель неотработанная, сырая, схема ведения бизнеса требует определенных условий, которые не отражаются в пакете, либо же она применяется в несвойственных ей обстоятельствах, то предприниматель, приобретший франшизу, обречен на провал изначально.

Франшиза как таковая – не гарантия построения успешного и прибыльного бизнеса. Главное здесь – правильный и грамотный выбор проекта и франчайзера.