Как отказать и не обидеть: советы психолога

Как отказать и не обидеть: советы психолога

 

Не все просьбы, с которыми к нам обращаются близкие и не очень люди, мы должны выполнять. Отказ — это абсолютно нормальный ответ человека на просьбу о том, что он не хотел бы делать. Это такая же часть общения, как и согласие на просьбу. Только вот большинству из нас по-прежнему сложно отказывать людям.

Мы соглашаемся скрепя сердцем, ругаем себя за бесхарактерность, злимся на того, кто обратился с просьбой, и тратим свои ресурсы на этот внутренний конфликт вместо того, чтобы делать что-то по-настоящему полезное и приятное.

Как же научиться отказывать? Ведь мы все уверены, что отказ обязательно обидит нашего собеседника. Несколько полезных советов психолога помогут вам разобраться с этой деликатной темой.

“Спасибо, что считаешь меня способной справиться с…, но”

Отлично работает с коллегами. Только, минуточку внимания, никакого ерничанья! Нельзя отвечать так на банальные просьбы вроде отксерить пару страниц отчета — это будет выглядеть издевательски. А вот на просьбу сделать вместо сотрудницы доклад, потому что у ее дочери утренник в саду, а вам “все равно нечего делать”.

После “но” лучше усомниться в собственной компетенции и ответить что-то вроде — я просто боюсь не справиться с задачей и всех подвести.

Милая улыбка и можно продолжать заниматься своими делами.

И обидеться не на что — вы же хотели как лучше, сразу предупредили, что можете стать причиной проблем. Вас еще и уважать начнут — за честность.

“Я бы и рада, но…”

А вот этот вариант лучше подойдет для разговоров с родственниками и подружками, которые иногда не знают меры, пытаясь решать свои проблемы чужими руками.

Посидеть с племянником? Не вопрос! Только не тогда, когда его мама исчезает на целый день, отправляясь на шоппинг, а вы вынуждены отменять визит к стоматологу.

Да, очень хотела бы помочь, но знаешь, в эту пятницу буду готовить материалы к конференции — у меня уже и созвон в скайпе с коллегой из другого города запланирован. Или — я бы и рада отвезти тетю на дачу в субботу, но уже жду водопроводчика, а у него потом долго не будет свободного окна.

Конечно, в особо запущенных случаях стоит прямо указывать, почему вы не хотите делать что-либо. Но иногда лучше найти причину, чтобы не обострять отношения. Нервы дороже.

“К сожалению, есть правило”

Универсальный способ, который работает всегда и со всеми.

Фишка в том, что вы как бы снимаете с себя ответственность за отказ, перекладывая ее на другие плечи.

“Знаешь, у меня просто есть правило — я никому не одалживаю деньги”. Людям обидно слышать отказ, потому что они всегда связывают “нет” с каким-то субъективным отношением к ним. В случае, когда мы достаем из рукава нашего джокера — правило — нет никакого персонального отношения. Ничего личного, просто закон. Я так вообще не делаю. Кто-то не ест мясо, кто-то не читает лежа, а я не даю деньги в долг.

При такой формулировке отказа гораздо легче сохранить хорошие отношения, чем при подборе каких-то неубедительных аргументов типа “да у меня сейчас денег нет”.

И помните: отказы — это та тонкая линия, по которой проходят границы нашей личности. Отказывать — не зазорно. Честнее отказать сразу, чем потом тянуть с выполнением, подводя и других, и себя.